Питомник Вайсе Цан

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Питомник Вайсе Цан » Подборка статей » ПОВЕДЕНИЕ СОБАК


ПОВЕДЕНИЕ СОБАК

Сообщений 1 страница 11 из 11

1

Поведение взрослых собак - это результат взаимодействия наследственных факторов и окружающей среды. Поведение относится к изменяемым признакам, а характерные особенности поведения неразрывно связаны с воздействием окружающей среды. С момента рождения, даже и раньше, каждое животное подвергается внешним воздействиям, которые влияют на его развитие.
  Для совместного существования человека и собаки очень важным является социализация собаки. Под этим термином понимают способность собак существовать в обществе как собак, так и людей. Собака обладает очень ярко выраженным социальным поведением. Как и другие формы поведения, социальное поведение взрослой собаки основывается не столько на унаследованных способностях, сколько на воздействиях окружающей среды, оказывающих влияние на процесс развития.
  Процесс развития от щенка до взрослой собаки протекает непрерывно. То же и с развитием форм поведения. Собаки в процессе своего социального и поведенческого развития проходят определенные периоды. Знание этих критических периодов развития у собак помогает лучше понимать их поведение.
  Слишком много людей приписывают проблемы поведения собак наследственному темпераменту. Чаще всего это просто отговорка, что тут, дескать, ничего нельзя поделать, потому что темперамент передается с генами отца или матери.
  Бывает, что поведение собаки непосредственно обусловлено генетическими факторами, но в большинстве случаев, поведение можно объяснить воздействием окружающей среды, и, следовательно, оно не было и не будет передано по наследству. Поведение суки может передаваться щенкам путем подражания. Например, собака, стремящаяся быть лидером среди домашних, рычит на всех, кто приходит взглянуть на ее щенков. Щенки часто подражают матери, и такое поведение легко приписать наследственности. Однако если вовремя понизить ранг суки в смешанной стае "люди - собаки", она не будет рычать на тех людей, которых к ней и щенкам подпустили, тогда и щенки воспримут более уважительное отношение к вашему решению.
  Часто встречаются собаки с проблемами поведения, коренной причиной которых было невежество заводчиков и/или хозяев. Так например, если собаку держали в питомнике до достижения ею возраста четырнадцати недель и больше (в том случае когда общение с человеком отсутствует или сведено к минимуму), а в дальнейшем собаку продадут для домашнего содержания, она окажется таким животным, которое вряд ли захочется держать. Такие собаки не в состоянии справляться со стрессовыми ситуациями и не могут по-настоящему найти свое место рядом с людьми. Эти собаки пропускают жизненно важный период социализации, их "страсть на всю жизнь" - другие собаки. Они уже слишком приспособлены к жизни среди собак и недостаточно подготовлены к жизни среди людей.
  В то же время отлучая щенка от суки в первые восемь недель жизни щенка, в большинстве случаев, человек допускает ошибки при воспитании собаки, которые позднее становятся в большей или меньшей степени заметными и могут привести к нарушениям в поведении. "Разногласия" могут возникнуть потому, что человек и собака обладают совершенно различными структурами выражения эмоций: человек показывает зубы, выражая радость; собака скалит зубы, выражая агрессию и т.п.

Отредактировано Lyudmila&Shejh (2010-06-10 22:45:03)

0

2

Неонатальный период развития (от 0 до 14 дней)
  Первые часы жизни являются решающими для развития щенков. По тому, как быстро щенки отыщут источник материнского молока, как основательно они это сделают, в состоянии ли они найти сосок, держать сосок и сосать можно определить жизненную силу, биотонус, наличие родовых травм, пороков развития и многое другое. Новорожденный щенок обладает инстинктом сосания. При этом передними лапами щенок осуществляет "молочный шаг", одновременно отталкиваясь задними лапами. Оба движения способствуют массажу сосков и выработке молока. Под "молочным шагом" понимают ритмичные движения передних лап около сосков суки. Различный вес при рождении у здоровых щенков обычно выравнивается через несколько дней. Считается, что щенки, которые быстро находят молочные железы и соски, имеют хорошую мочку носа, т.к. поиск источника молока, в первую очередь, связан с обонянием, а так же нормально развитую центральную нервную систему, т.к. даже при минимальных нарушениях работы мозга (которые в процессе развития могут сгладиться) первые инстинктивные акты несколько отличаются от нормальных.
  Влияние окружающей среды на более позднее поведение в этот период очень незначительно, т.к. животные полностью находятся под присмотром суки.
  В этой фазе движения щенка проявляются в качании головы и ползании по кругу. При качании головы сука обращает внимание на щенков. Кругообразные движения щенков препятствуют значительному удалению щенка от суки. Автоматически он возвращается на свое место. Моче- и каловыделение происходит рефлекторно при лизании сукой анальной области. Несмотря на то, что слух еще не развит (уши еще закрыты), щенки громко скулят, если они голодны или им холодно. Так они посылают сигналы для возбуждения материнской заботливости. Веки тоже еще закрыты.
  Именно в это время, по мере того как развиваются органы чувств щенка, он начинает "учится быть собакой". В этот период щенки пускают в ход свои развивающиеся органы чувств, чтобы исследовать окружающую среду, и именно в процессе положительного и отрицательного подкрепления они постепенно учатся "действовать по-собачьи".

Отредактировано Lyudmila&Shejh (2008-10-13 23:48:40)

0

3

Период исследования окружающей среды (от 2 до 7 недель)
   На третьей неделе жизни пробуждается зрение и слух. После открытия глазных щелей на 10 - 15-ый день появляется слабое зрение, которое постоянно развивается. До 21-го дня способность к слуховому восприятию выражена незначительно. К концу этого периода щенок реагирует на шум подергиванием. По истечении третьей недели щенок может стоять, ходить и принимать кашеобразную пищу. До конца третьей недели жизни существует только связь между щенком и матерью-сукой, но не между отдельными щенками. Когда щенки смогут покидать вольер, наступает период адаптации к окружающей среде, т.к. в этот период, в некоторой степени, происходит первое столкновение с окружающей жизнью. Проявляются взаимоотношения не только с матерью-сукой, но и с братьями, сестрами, а также с людьми.
   Чем больше щенки становятся похожими на собак, тем более целенаправленной становится их первоначально беспорядочная возня. Играя, они возятся и кусаются острыми, как иголки, зубами, которыми наградила их мать-природа, и узнают, какой силы должен быть укус, чтобы он причинил боль, а когда их кусают в ответ, они узнают ощущение боли. Фактически единственная цель, ради которой им даны зубы на данном этапе взросления, состоит в том, чтобы причинять боль. На этом этапе жизни их зубы не годятся для того, чтобы рвать мясо, грызть кости, для охоты или других занятий взрослой собаки. У щенков очень слабые, недоразвитые челюстные мышцы, и как раз во время этого периода они должны научиться регулировать силу укуса. Укусив за ухо однопометника, они слышат его визг и благодаря этому узнают, что укусили слишком сильно.
   Установление отношений с братьями, сестрами является базой для позднейшей организации взаимоотношений в группе взрослых собак и далее - взаимоотношений: человек - собака - группа собак. Щенки в этот период крайне чувствительны, и уже в состоянии формировать условные рефлексы, а, следовательно, обучаться. Неправильный или недостаточный процесс выражения и сильные переживания, имеющие место в этот период, могут иметь глубокие последствия для последующих взаимоотношений собаки с окружающей средой. Понятие "адаптация к окружающей среде" введено Конрадом Лоренцом при исследовании поведения собаки. Под ним понимается краткое обучение в чувствительной или критической фазе, причем, процесс адаптации к окружающей среде необратим. Нормальным является приспособление к матери-животному или человеку, её заменяющему.
   У собак адаптация к окружающей среде происходит не только через зрение, для этого необходимы еще обонятельный, телесный, оптический и акустический контакты. При этом наибольшее значение должны иметь обонятельный и телесный контакты. Это обязательно следует учитывать при выращивании щенков. Прежние исследования, проводимые на собаках, показали, что в период адаптации к окружающей среде щенки нуждаются в тесном контакте с людьми, чтобы можно было рассматривать их позднее как "товарищей по виду". Возможности смотреть на людей при этом недостаточно. В первую очередь, должны быть обонятельные и телесные контакты. Щенок должен обонять и чувствовать человека, чтобы адаптироваться к нему. Частота и продолжительность подобных контактов обуславливает то, насколько велика будет коммуникабельность собаки, однако некоторую роль играет и предрасположенность каждого конкретного щенка к установлению контактов. Человек в этот период должен почаще играть со щенком. Таким образом у собаки повышается радость от контакта. Она легче привыкает к чужому окружению, и в последующем лучше дрессируется. Привыкание происходит также легко, потому что щенки до 8-ой недели жизни при появлении человека бегут или ползут к нему, выражают положительные эмоции сближения.
   Все вышесказанное объясняет проблематичность содержания больших питомников. Конечно, владелец нескольких племенных сук не всегда может уделить достаточно внимания щенкам. Он пренебрегает вопросом адаптации к людям. Это уже достаточно основательная причина для того, чтобы ограничивать число сук на питомник.
   На основе упомянутых фактов, не нужно совершать ошибку, сокращая контакт с другими людьми, чтобы не воспитать недоверчивую собаку. Радость от контакта - основа для дальнейшей дрессировки собак. Если в период адаптации человек выключен полностью или частично, то адаптация к нему не разовьется или будет неполной. Собаки в этом случае чаще проявляют пассивно-оборонительную реакцию, вплоть до негативного отношения к человеку. Эта черта в значительной степени сохраняется и дальше, исправить это практически невозможно. Наряду с этим, на характер собаки большое влияние оказывает также племенная сука в результате длительного контакта со щенками в первые 8 недель жизни.
   В этот период мать постепенно перестает кормить щенков своим молоком (у одних сук материнское начало выражено сильнее, чем у других, и, следовательно, это происходит в разное время). Мать издает низкое предупреждающее ворчание и, если щенок не реагирует сразу, призывает его к порядку рычанием и пронизывающим взглядом. Она может даже встать над щенком, который к этому моменту уже переворачивается на спину и начинает визжать. В следующий раз, когда мать заворчит, щенок отреагирует немедленно. Таков один из путей знакомства щенка с дисциплиной в период социализации в собачьем обществе.
   К сожалению, некоторые заводчики, наблюдая такое поведение матери по отношению к щенку, зачастую предполагают, что мать не любит этого щенка и вполне способна убить его. В результате они изолируют щенка от матери или даже забирают его из помета и выкармливают искусственно. В действительности очень редко случается, чтобы мать убила щенка в этот период его развития. К тому же очень важно, чтобы все это время щенки оставались со своими сородичами, тогда они станут уравновешенными "личностями" (взрослыми собаками). Не позволив матери должным образом воспитывать щенков с ярко выраженным стремлением к лидерству, заводчик, отдавая щенка будущему владельцу, вместе со щенком "подарит" ему массу проблем.
   Щенки, которым дали возможность завершить данный период в обществе матери и других щенков, постоянно ощущая тепло и защищенность, и, кроме того, приобрести опыт контакта с людьми, вырастая, обычно становятся хорошо приспособленными к жизни взрослыми собаками.

Отредактировано Lyudmila&Shejh (2010-06-11 01:50:07)

0

4

Период социальной адаптации (8-12 неделя жизни)
   Эта фаза - лучшее время для отделения щенков от суки, от братьев и сестер, а также для привыкания к новому владельцу. Когда щенок попадает в свою новую семью, важно, чтобы все контакты с людьми, включая посторонних и гостей, были приятными. Это привыкание очень важно для совместной жизни человека и собаки, а также для дрессировки.
   У молодняка опыт и связь с окружающей средой играют очень важную роль для определения основных установок взрослого животного, т.е. для образования характера. Незначительного события в этот период развития щенка иногда достаточно для фиксирования желаемых или нежелаемых свойств характера, например, агрессивности и страха. В это время происходит систематическое исследование окружения путем "разведки" и любопытства.
   В шестинедельном возрасте щенок, в сущности, "чистый лист", за исключением некоторых приобретенных повадок. То, как реагируют 6 - 8-недельные щенки, показывает нам их истинный генетически обусловленный потенциал. Позднее среда, в которой они будут расти, повлияет на их характер, окончательно формирующийся к моменту достижения взрослого возраста (зрелости), и правильная оценка их потенциала в шестинедельном возрасте, поможет заводчику подобарть щенкам потенциально подходящих хозяев.
Период с восьмой по одиннадцатую неделю известен также как период запечатления страха. Если в это время щенок испытает страх или получит травму, это вполне может привести к тому, что связанные с чувством страха обстоятельства глубоко запечатлеются в памяти щенка и искоренить страх будет очень трудно. Новый владелец должен осознавать особенности этого периода в развитии щенка и стремиться избегать травмирующих ситуаций.
   В это время закладывается основа последующего социального поведения собаки. Под социализацией подразумевается способность научиться сосуществовать с другими собаками и людьми в рамках определенных правил.
Человек, заменяющий в воспитании щенка его родителей, должен понимать, что его поведение, манера общения со щенком и при щенке откладывает сильный отпечаток на последующее поведение собаки. В этом возрасте (пока щенок ещё маленький и вызввает чувство умиления) важно пресекать поведение, нежелательное для взрослой собаки. Так, например, если щенок в процессе игры сильно прикусил хозяина стоит обхватить ладонью его морду сверху, и на короткий миг крепко сжать. Это наказание, причиняющее щенку дискомфорт, более естественно для собаки и дает значительно лучшие результаты, чем удары, которыми можно, чаще всего, воспитать только трусливую либо недоверчивую собаку.
   Совместная игра на этой стадии должна проходить всегда весело, с удовольствием. Развитое стремление к общественным поступкам у собак во время игры можно использовать во всех направлениях. Тем самым готовится основа для дальнейшей дрессировки. Вот два примера: молодняк в этот период ищет своего хозяина, так как у него большая потребность в контакте. Если он его не видит, то водит носом в поисках хозяина. Таким образом, играя, можно подготовить собаку к поиску следа в дальнейшем. Во-вторых, щенок в этот период апортирует обычно без принуждения, потому что он хочет играть с вожаком стаи. Это также можно легко использовать как подготовку для дальнейшей "серьезной" работы.
   Совместная игра дает и другие возможности. Человек твердо устанавливает, когда и как он будет играть с собакой. Если мы предоставим это решать собаке, то позднее могут возникнуть трудности при определении иерархического ранга. Интенсивность кусания при совместной игре в этом случае можно легко регулировать. Собак с повышенной предрасположенностью к кусанию в этом возрасте можно отучить, сжав на какое-то время его губы, если щенок пытается схватить за руку.
   Желаемые навыки, приобретаемые во время игр, можно легко развить поощрением, а нежелаемые действия подавить наказанием, но в данном возрасте лучше переключать внимание щенка с нежелательных действий на желательные. Например забрать у щенка нужную в хозяйстве вещь и дать взамен его игрушку. В период социализации игра, с одной стороны - функция, образующая группу, с другой стороны - опыт в том, что совместные действия веселей и эффективнее. В конце концов, это служит тому, что набирается опыт, полезный в сообществе "человек-собака", устанавливается эмоциональная связь щенка с хозяином и другими членами семьи, щенок учится общению с другими животными. Пассивное поведение собаки в будущем часто основывается на ошибках в обращении и неправильном воспитании в этот период, если хозяин слишком часто добивается желательного поведения приемами, основанными на принуждении и мало внимания уделяет игровому аспекту воспитания. Можно развить важные врожденные признаки поведения животного, если, играя, тренировать нападение и бегство, возню с добычей и т.д. Сравнивая самые яркие свойства характера собаки в среднем возрасте с соответствующими чертами характера ее владельца, можно найти больше соответствия, если щенок попал к хозяину в начале периода социализации, чем, если он попал позже. Соответствия нет и тогда, когда в сообществе "человек-собака", собака социально "превосходит" человека, т.е. навязывает свою линию поведения, в то время как хозяин не направляет развитие характера собаки, а принимает любое поведение щенка, чаще всего мотивируя свое невмешательство тем, что он еще маленький.
   Так как молодняк в будущем должен вести себя по отношению к другим собакам и людям ровно и спокойно, то на этой стадии очень важен частый контакт с другими собаками и посторонними для нее людьми. Если щенок в этот период не контактирует с другими собаками, то в будущем он будет плохо приспосабливаеться к другим собакам, и чаще всего будет либо активно избегать контактов, либо вести себя неоправданно агрессивно. То же и в отношении людей.

Отредактировано Lyudmila&Shejh (2010-06-12 16:37:16)

0

5

Люда,спасибо за статьи.В своё время мы это на курсах  штудировали с примерами из жизни.Мне  сейчас подарили книгу нашего питерского кинолога,  из центра при ГУВД , Юрия Вьюгина  -  "Понять друга. Записки инструктора".Невероятно интересно,читаешь как увлекательнейший роман,не оторваться!Может найдёшь в интернете? Получишь удовольствие.

0

6

Спасибо, посмотрю. Примеры расписывать не стала так как все собаки разные, лучше конкретные ситуации расписывать для хозяев, только никто ничего не спрашивает, наверное у нас в питомнике самые беспроблемные собаки  :rofl:

0

7

наверное у нас в питомнике самые беспроблемные собаки

так и есть ;)

0

8

Извините если вмешиваюсь. Я здесь человек новый. Я лично знакома с Юрием Вьюгиным. Прекрасный кинолог. С его помощью мне удалось обучить свою собаку, а так же понять причины ее страхов и успешно с ними справиться. Тем более что я прежде никогда с собаками дрессировкой не занималась.

0

9

Юля, вам повезло поработать с таким инструктором! К Вьюгину  многие из наших ходили и все - все очень  довольны.

0

10

Алла Лукашкова написал(а):

Юрия Вьюгина  -  "Понять друга. Записки инструктора"


Купить тут можно

А почитать не нашла .

0

11

А у меня два экземпляра.Могу дать почитать.

0


Вы здесь » Питомник Вайсе Цан » Подборка статей » ПОВЕДЕНИЕ СОБАК